Положительное
подкрепление - это нечто приятное для обучаемого (ласка, похвала,
вкусная еда и т. д.), совпадающее с каким-либо действием и ведущее к
увеличению вероятности этого действия.
Подкрепление может быть и
отрицательным, это то, что обучаемый хотел бы избежать: нахмуривание,
ирония, шлепок, невнимание и т. д.
Важно знать, что подкрепление
не должно как запаздывать, так и даваться быстро. Так, похвала
обучаемого, который находится в процессе выполнения задания, может
привести к расслаблению последнего; запоздалое подкрепление не будет
иметь того эффекта, которого можно добиться подкрепляя вовремя.
Несколько советов о том, как добиться необходимого поведения.
1.
Повышайте требования небольшими порциями для того, чтобы у ученика
всегда была возможность получить подкрепление. Для того, чтобы
сформировать необходимое поведение, надо увеличивать критерии такими
ступенями, чтобы ученику легко давалось постоянное улучшение
результатов.
2. В конкретный промежуток времени отрабатывайте
что-нибудь одно, не пытайтесь формировать поведение по двум критериям
одновременно. Если задачу можно расчленить на отдельные компоненты,
которые затем формируются отдельно, обучение пойдет гораздо быстрее.
3.Прежде,
чем повышать требования, пользуйтесь подкреплением имеющегося
результата, подкрепляете любое даже малоудачное исполнение необходимого
действия.
4. Введя новый критерий, временно ослабьте старые.
5.
Ведите ученика за собой. Планируйте работу так, чтобы возможно было
подкрепить ученика, если он в обучении совершил неожиданный скачок
вперед.
6. Не меняйте тренеров на полпути.
7. Если одна процедура выработки не приводит к успеху, попробуйте другую.
8. Не заканчивайте урок без положительного подкрепления, это равносильно наказанию. Лишение внимания мощный инструмент, поэтому не применяйте его без должной осторожности.
9. Если выработанное поведение ухудшается, пересмотрите процедуру обучения. Самый
быстрый способ исправить ухудшение - вернуться к началу процесса
выработки и очень быстро снова пройти весь путь, давая подкрепление в
новых условиях.
10. Прекращайте работу на достигнутом успехе.
По материалам книги К. Прайор "Не рычите на собаку!"
Если вам понравилась статья, то оставьте на нее ссылку в вашей социальной сети
|